Дыхание через рот информация для родителей

Самое важное на тему: "Дыхание через рот информация для родителей" с полным описанием проблематики и методологии решения. Мы собрали полную информацию, доступную в настоящее время в сети, переработали ее и разместили в удобном для чтения виде.

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение р.п.Куйтун Иркутской области

  • Специалисты
  • Логопед
  • Информация для родителей
  • Консультация для воспитателей или родителей «Дыхание – энергетическая основа речи»

Главное меню

Консультация для воспитателей или родителей «Дыхание – энергетическая основа речи»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.

При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Обратите внимание, как дышат дети, не затруднено ли у них носовое дыхание, не приходится ли им держать рот открытым. Объясните детям: привычка дышать через рот вредна здоровью. Она нарушает ритм дыхания, рефлекторно ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.

4. Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

5. Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности детского организма, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др, отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, прежде всего, должны приобрести навыки носового дыхания и освоить первичные приемы дыхательной гимнастики:

• вдох и выдох носом;

Например, упражнение «Носиком дышу» Предлагается посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках, а потом предложить вдохнуть и выдохнуть через нос.

• вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);

• вдох ртом – выдох носом;

[1]

• вдох и выдох ртом;

• упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт;

• упражнение «Собачке жарко» — частые вдохи – выдохи ртом.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

С детьми полезно проводить ежедневно (от 2 до 6 мин.) следующие игры:

• Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; дуть на вертушки; играть на детских духовых музыкальных инструментах.

• Дуть на привязанные к нитке комки ваты, листочки, легких бумажных птичек.

• Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.

• Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.

• Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.

• Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе автоматизированные ряды слов, например, «один», затем «Один, два», далее «один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Перед игрой ставится какая-то задача, цель и вводится элемент соревнования; «Мой пароход направляется в Москву, а твой – в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.д. Это повышает интерес ребенка к игре. Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: два- три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи, обязательно соблюдать правильное дыхание.

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: поднесение тыльной стороны ладони ко рту.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Дети, сидят на стуле, поднимая через стороны обе руки вверх на вдохе. На выдохе произносят: «К – А – Р –Р» и опускают руки.

Сидя на стуле, руки держат на поясе. На вдохе поворачивают корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. На выдохе произносят: «Ж – Ж – Ж», как летящий в воздухе жук.

Дети наклоняются вперёд из положения сидя, руки надо поднять до уровня плеч. Выдыхая воздух сказать: « Г- А – А».

Стоя, дети изображают аиста – руки подняты в стороны, одну ногу приподнимают, сгибают в колени, одновременно делают вдох. На выдохе медленно опускают руки и ногу, произносят звук: «Ш – Ш – Ш».

«Журавль»

Может эта птица прилетела в гости к аисту? Во время вдоха руки детей поднимаются вверх, на выдохе со звуком « У – У – У» опускаются ( вдоль тела) вниз.

В заключении предложите детям быстро пройти по комнате, взмахивая руками, как будто это летящая по воздуху птица. Заканчивая движения ходьбой с обязательным замедлением темпом.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане (в бутылке), на половину наполненном водой (пенопластом).

«Бумажный султанчик»

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок ( 7 – 10) и укрепите их на палочке, предложите ребенку подуть «ветерком» на полоски.

Читайте так же:  Тортоаномалия — почему зубы «танцуют» вокруг своей оси

«Кораблики»

Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то быстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным, без поднимания плеч. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют детей, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

1. упражнение «Фокус» — сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.

2. упражнение «Загони мяч в ворота»:

— плавный выдох через губы трубочкой;

— плавный выдох, держа губы в улыбке;

— плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;

— выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

[2]

Полезно направлять внимание детей на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе следует познакомить детей со звуковыми дыхательными играми. Ребенку предлагается тянуть без голоса и с голосом звуки на выдохе максимально долго. Сначала предлагаются гласные звуки, с изменением голоса, с разной интонацией, затем – согласные звуки. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит.

Упражнение «Отгадай, кто позвал»

Игра «Обезьянки»

Проводится перед зеркалом. Взрослый предлагает представить детям, что на них смотрит обезьянка и все повторяет. Можно мимикой изобразить радость, удивление , обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О»- удивились, «У» — обиделись, «А» — обрадовались.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.– М., 1994.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.

3. Краузе Е.Н. «Логопедия», 2006г

4. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

важаемые родители! Впереди лето – пора отдыха и развлечений. Время, когда каждый родитель стремиться оздоровить своего малыша, укрепить его иммунитет. Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательных гимнастик, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на

выдохе, рас­качивая поднятыми руками,

продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном

выдохе произносят несколько раз звук «п», делая

ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз

2. Дыхательное упражнение «Носиком дышу свободно»

Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строки)

3. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Детискладывают пальцы в щепоть, подносят их ко

рту и, сделав носом, вдох дуют на пальцы, сложенные в щепоть.

4. Дыхательное упражнение «ОСЛИК»-1

Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал : Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа

5. Дыхательное упражнение «КАЧЕЛИ»

энергичный вдох, дуют на пальцы короткими ак­тивными выдохами, энергично работая мышцами живота. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

6. Дыхательное упражнение «Бегемотик»-1

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается(вдох),
То животик опускается(выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается(вдох),
То животик опускается(выдох).

7. Дыхательное упражнение «Мышка принюхивается»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем,

небольшая задержка дыхания, после которой следует

продолжительный равномер­ный выдох.

Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка,

прибежала к ней, хочет ее съесть.

Вы можете научить своего ребенка достигать внутреннего физиологического комфорта, избегать стрессовых ситуаций и психологического перенапряжения самостоятельно, применяя на практике приемы дыхательной гимнастики

Внимание родители. При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать некоторые условия:

vНе заниматься в непроветренном групповом помещении;

vНе заниматься после еды;

vГимнастику проводить в свободной удобной одежде, не стесняющей движения детей;

vСледить за осанкой детей;

vОбращать внимание, чтобы дети делали вдох через нос, а выдох через рот, легко, плавно, продолжительно;

Дозировать количество и темп упражнений: от 30 секунд до 1,5 минут; интенсивное дутье проводить не более 5 раз за 1 комплекс

ЖЕЛАЮ УДАЧИ.

Учитель-логопед: Медведева Елизавета Владимировна

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №232»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Великой Победе Великого народа: «Помнит мир спасенный!»

Департамент образования администрации город Краснодар

Вход в систему

О правильном речевом дыхании Консультация для родителей (Борисова А.В.)

80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание . Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука , слога , слова , фразы . Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение , но и общее звучание речи : речь « взахлёб », не проговаривание окончаний слов , « смазанность » конца фразы .

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен , звукообразующиеартикулемы сформированы , а вызвать звук не удается особенно , при исправлении горловых звуков . Почему ? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т.е . в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание .

Чтобы проверить сформировано ли у вашего ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста .

Тест 1.

Читайте так же:  Перемещение зубов как вид ортодонтического лечения

Предложите ребенку выполнить упражнение « Парашютик ».

Для этого ребенок должен улыбнуться , приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты , а посередине был небольшой желобок . Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано , ребенок будет пытаться сделать носовой выдох , вместо ротового , или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка .

Тест 2.

Попросите ребенка выполнить упражнение « Барабанчик ».

Для этого ему следует улыбнуться , открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , звонко , отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом . Если речевое дыхание не сформировано , при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком . Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно :

I этап . Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом .

Цель : развитие координации движений органов дыхания : диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом .

Дети получают знания о том, что:

— вдох осуществляется через рот,

— при вдохе нельзя поднимать плечи ,

-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается ( надувается ), при выдохе – опускается ). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап . Развитие озвученного выдоха .

Цель : развитие озвученного выдоха с разной силой , высотой , интонацией .

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

— звуки можно пропевать громко , тихо , высоко , низко , а также с интонацией удивления , радости , жалобы ;

— в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя . Это делается на одном длительном выдохе .

III этап . Развитие речевого дыхания .

Цель : развитие речевого дыхания на фоне слога , слова , фразы .

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги , отдельные слова , затем фразы из двух , а далее трех-четырех слов , короткие стихотворные тексты .

IV этап . Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста .

Цель : тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста ( короткого рассказа , сказки ).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы . На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы , затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает , что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

О правильном дыхании

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

[3]

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение — закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Читайте так же:  Протезирование зубов при пародонтите

Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.

Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры — методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу — морковь, репу, жареное мясо.

Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны — такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала — горячей водой (температура 38-40 С), затем прохладной, комнатной (температура 19-20 С).

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4 С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.

Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже — побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.

Теперь о воздухе. Воздух — среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.

Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют «витаминами воздуха». Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.

Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

Предлагаем несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

Комплекс 1. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох (до 5 раз).
  3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
  6. Встать, подняться на носках — вдох, присесть — полный выдох.
  7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад — вдох, вернуться в исходное положение — полный выдох.
  8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два — вдох, на три-четыре-пять-шесть — выдох; на счет раз-два — вдох, на пять-шесть-семь — выдох, выполнять 2-3 мин).

Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить — выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
  4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»).
  5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
  6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  9. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  10. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»).
  11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»).
  12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  13. Надуть щеки поочередно: левую и правую.
  14. Надуть верхнюю губу.
Читайте так же:  Интрасептальная анестезия

Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Широко раскрыть рот — зевание. Затем «глотнуть», т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
  2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  3. Широко раскрыть рот.
  4. Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
  5. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  6. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
  7. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»).
  8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше («трубочка»).
  9. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»), чередовать.
  10. Выполнять «кривую улыбку» вправо-влево.
  11. Втягивать щеки.
  12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
  13. Как можно шире открывать рот.
  14. Набрать воздух, «задуть» его в уши (самопродувание).

Зубко И.Л., Никитина Е.М., г. Иркутск

Журнал «Логопед», №4, 2007, изд. «ТЦ СФЕРА».

Наглядная информация для родителей с комплексом дыхательных упражнений
консультация по логопедии

Комплекс дыхательных упражнений

Играющим раздают по небольшому кусочку ваты, его надо слегка «потрепать», чтобы он летел как пушинка. По сигналу ведущего все подбрасывают свои «снежинки». Задача играющих — не дать снежинке упасть: но на них можно только дуть.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, а в другой — чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть с помощью трубочек для коктейля. Задача ребёнка играть так, чтобы не пролить воду. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, можно дуть сильно.

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попадали в него.

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите шарик от настольного тенниса . Поиграйте с ребенком в «футбол». Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру : «Кто быстрее».

В коробке из-под конфет нарисовать поле для бегунов – «горошинок», при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей начинают они бег. Победит тот, кто быстрее приведёт « бегуна» к финишу.

Вложение Размер
комплекс дыхательных упражнений 198.82 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение правильному дыханию

Великий К.С. Станиславский сказал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? — громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание.

Считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхание — основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов . Правильное дыхание — это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия.

В медицине различают 3 типа дыхания:
— грудное (реберное);
— диафрагменное (брюшное);
— смешенное.

Так же дыхание делится на физиологическое и речевое . При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.
Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Дыхательная функция, как и любая функция нашего организма, нуждается в тренировке. Привычка дышать ртом вредна. Она приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд, дыхательной системы). Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Нужно приучать ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание.

В процессе выполнения специальных дыхательных упражнений происходит улучшение функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья человека, что приводит к улучшению речевого дыхания. Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

— выполнять упражнения каждый день не более 3 – 6 мин .;

— проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях;

— заниматься до еды;

— вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

— вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно ;

— в процессе дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать и не опускать ;

— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме, вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.
Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало. Предлагаемый комплекс дыхательных упражнений направлен на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания.

Читайте так же:  Цена на силиконовые съемные зубные протезы

Комплекс дыхательных упражнений

Играющим раздают по небольшому кусочку ваты, его надо слегка «потрепать», чтобы он летел как пушинка. По сигналу ведущего все подбрасывают свои «снежинки». Задача играющих — не дать снежинке упасть: но на них можно только дуть.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, а в другой — чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть с помощью трубочек для коктейля. Задача ребёнка играть так, чтобы не пролить воду. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, можно дуть сильно.

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попадали в него.

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите шарик от настольного тенниса . Поиграйте с ребенком в «футбол». Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру : «Кто быстрее».

В коробке из-под конфет нарисовать поле для бегунов – «горошинок», при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей начинают они бег. Победит тот, кто быстрее приведёт « бегуна» к финишу.

Консультация для родителей: «Почему нужно дышать носом»

Вопрос: «Как лучше дышать – носом или ртом?» вовсе не праздный, он важен для нашего здоровья . Дело в том, что механизм дыхания устроен так, что человек не может с одинаковым результатом дышать и через нос, и через рот. Исключительно важно, какой из этих двух способов используется: один несет с собой здоровье и силу, а другой способствует появлению болезней.

С медицинской точки зрения правильно дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух очищается от пыли, которая оседает на волосках в носу, частично обезвреживается от микробов. Также через слизистую оболочку носа усваивается в кровь некоторая часть кислорода (О2). Внутренняя поверхность носа покрыта слизистой оболочкой, всегда влажной, теплой и богато снабженной кровеносными сосудами. Ноздри изнутри, начиная почти от их края, покрыты волосками. Они задерживают крупные частицы пыли и других веществ, попадающих в нос при вдохе. Волосками задерживается не вся пыль. Часть пылинок и бактерий пробивается через эту защитную преграду и вместе с воздухом устремляется в извилистые носовые ходы. Но там они встречают новую преграду — липкую слизь и прилипают к ней, как мухи к липкой бумаге. На этом борьба организма за чистоту воздуха не прекращается. Носовая слизь борется не только пассивно, но и активно. От веществ, содержащихся в ней, бактерии погибают. Более того, в слизистой оболочке много лимфатических узлов, откуда в носовую слизь поступают белые кровяные тельца — лейкоциты. Они вступают в борьбу с бактериями и уничтожают их.

При дыхании через рот вся вдыхаемая пыль и микроорганизмы оседают на ваших миндалинах, проникают в бронхи и трахею. Кроме того, переохлаждаются и загрязняются дыхательные пути, что в свою очередь ведет к инфекционным и простудным заболеваниям. Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается. Одновре­менно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции крово­тока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состоя­ние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в свя­зи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно на­учить ребенка пользоваться носовым платком, сморкаться пооче­редно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внима­ние на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос он спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Это тре­вожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип ды­хания с большой вероятностью может закрепиться у него в каче­стве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно. При ротовом дыхании у ребенка сужаются носовые проходы, что приводит к недоразвитию гайморовых пазух и замедлению роста костных структур верхней челюсти. А это нарушает звукопроизношение. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта способствуют нарушению ар­тикуляции и гнусавости.

У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослаблен­ного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохра­няемого организмом равновесия для осанки таких детей характе­рен передний наклон головы, который со временем ведет к пере­грузке височно-нижнечелюстного сустава, лицевым мышечным болям, а также нарушению осанки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При закрытом шарфом носе затрудняется поступление воздуха в орга­низм, поэтому ребенок открывает рот. Воздух не согревается и приводит к охлаждению дыхательных путей, что вызывает простуд­ные заболевания.

Источники


  1. Терапевтическая стоматология. Заболевания слизистой оболочки полости рта. В 3 частях. Часть 3 / Под редакцией Г.М. Барера. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 256 c.

  2. Ахмад, Ирфан Эстетика непрямой реставрации / Ирфан Ахмад. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 232 c.

  3. Курякина, Н. В. Стоматология детского возраста / Н.В. Курякина. — М.: Медицинское информационное агентство, 2011. — 632 c.
Дыхание через рот информация для родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here