Психопрофилактика боли перед лечением зубов

Самое важное на тему: "Психопрофилактика боли перед лечением зубов" с полным описанием проблематики и методологии решения. Мы собрали полную информацию, доступную в настоящее время в сети, переработали ее и разместили в удобном для чтения виде.

О проблеме страха в стоматологии

О том, что лечение зубов необходимо, знают все. К чему приводит несвоевременное лечение кариеса и других стоматологических заболеваний многие люди не только знают, но и испытали на себе. Однако огромное количество людей оттягивает посещение стоматологической клиники до последнего, прекрасно осознавая катастрофические последствия такого поведения. Они боятся. Ужасно боятся посещения стоматологического кабинета.

В некоторых случаях это страх перед предполагаемой болью при проведении различных стоматологических манипуляций, однако, во многих случаях человек, даже зная о возможности лечения зубов без боли и сам не в состоянии рационально объяснить причин своего страха. Самое грустное, что страх перед лечением зубов отступает при невыносимой зубной боли, но в этом случае говорить о сохранении здоровых зубов чаще всего уже не приходится.

Очень часто причины подобного страха кроются в неудачном личном опыте лечения зубов в детском возрасте, особенно у тех, кто впервые познакомился со стоматологией в советские времена в виде тетки в халате мясника и страшной бормашиной с чуть ли не цепным приводом. Некоторым детям медвежью услугу оказали родители, заставляя их регулярно чистить зубы, а при нежелании детей делать это запугивали страшным дядькой-стоматологом с набором кошмарных инструментов для пыток. Кто-то попал в руки, мягко выражаясь, не самого лучшего представителя своей профессии и все негативные эмоции перенеслись на всех стоматологов. Многие психологи отмечают, что страх перед посещением стоматолога определяется еще и особой остротой, и интенсивностью зубной боли, у многих пациентов неосознанно появляется ассоциативная связь между зубной болью и лечением зубов.

Проблема страха перед посещением стоматологического кабинета настолько серьезна, что в современной психологии она даже получила название дентофобии (или стоматофобии). И проблема эта знакома большинству россиян.

В последнее время некоторые стоматологические клиники как панацею от страха перед посещением стоматолога предлагают лечение зубов под общим наркозом. В некоторых случаях это действительно оправдано (особенности анатомического строения, неэффективность методов местной анестезиим, тяжелые формы аллергических реакций на местные анестетики), однако столь массовое увлечение общим наркозом вызвано, скорее, желанием заработать на страхе пациентов перед лечением зубов, чем реальной необходимостью. Даже современные средства для наркоза довольно токсичны и могут вызвать резкое повышение или падение артериального давления, тахикардию, нарушение дыхания.

Перед общей анестезией необходимо проконсультироваться у терапевта, кардиолога, сделать ЭКГ, провести лабораторную диагностику. Многие стоматологические клиники предлагают это сделать перед общим наркозом? А ведь интоксикация при общем наркозе может вызвать не только чувство тошноты и рвоты, но и осложнения многих хронических заболеваний. Ни один здравомыслящий анестезиолог не будет держать под наркозом пациента в неспециализированном лечебном заведении без полноценной анестезиологически-реанимационной службы более 1-2 часов, а ведь за это время надо пролечить не один зуб.

На общей анестезии часто настаивают именно те пациенты, которые годами не посещали стоматологический кабинет и в лечении нуждается значительное количество зубов. Чем пожертвуют? Правильно — качеством лечения. Кстати, многие стоматологи отмечают, что в большинстве случаев приходится проводить повторное лечение зубов как раз после их лечения под общим наркозом.

Некоторым пациентам может помочь консультация психолога или психотерапевта, однако и практикующие стоматологи уверены в том, что страх перед лечением зубов можно преодолеть непосредственно в стоматологической клинике. Аксиома-чтобы преодолеть страх нужен опыт. Прежде всего, пациенту необходимо объяснить, что и зачем врач будет делать. Не сюсюкать и не давить авторитетом, а внятно и толково объяснить суть процедур и манипуляций. Доверие к врачу значительно успокаивает пациента и позволяет провести несложное лечение зубов для того чтобы он понял, что лечение зубов без боли — вовсе не миф, а обычное явление в современной стоматологии. Да, с таким пациентом иногда приходится потратить больше времени, возможно, использовать транквилизаторы, обладающие успокаивающим и расслабляющим действием, перед проведением инфильтрационной или проводниковой анестезии использовать аппликационную анестезию, чтобы пациент даже укол не почувствовал.

Сотрудники стоматологических клиник с многолетним опытом работы говорят о том, что не знают ни одного пациента, который бы при тактичном обращении и психологически понятной тактике, использовании современной техники местного обезболивания и квалифицированной стоматологической помощи если не утратил полностью страх перед лечением зубов, то, во всяком случае, стал относиться к этому гораздо спокойнее.

После удачно проведенного лечения зубов большинство пациентов гораздо более охотно посещают стоматолога в следующий раз. И многие из них понимают, что в грамотном хорошо подготовленном коллективе стоматологической клиники возможно лечение зубов не только без боли, но и без страха.

Опубликовано в «БАЛТИЙСКАЯ НЕФТЬ»
Корпоративная газета ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» 2011г.

Психопрофилактика боли перед лечением зубов

В. Ю. Потапов, С. И. Потапова, И. И. Соколова, Л. В. Болюх,
стоматологическая поликлиника № 6, г. Харьков

В последние годы повысилось внимание к вопросу психотерапии в стоматологии, хотя литературы, посвященной этому вопросу, немного [1, 2, 3].

Известно, что из-за страха перед стоматологическими манипуляциями от 5 до 14% населения отказываются посещать стоматолога [4, 5]. Многие больные обращаются к врачу с опозданием, при появлении сильной боли, свидетельствующей о наличии необратимых явлений в пульпе или периодонте.

Мотивы уклонения от посещения стоматолога условно можно разделить на социально-бытовые и психологические. К социально-бытовым следует отнести следующие: недостаток времени (действительный или надуманный), занятость, связанная с работой по совместительству, домашними делами, уходом за детьми, инвалидами, наличие очереди к врачу или неудобное время приема; многоступенчатый ортопедический прием, необходимость достаточно частых посещений врача; отрицательное отношение руководителя к посещению подчиненным врача в рабочее время (это обстоятельство усугубляется еще и тем, что стоматолог не выдает справок, удостоверяющих пребывание работника на приеме), несерьезное отношение к стоматологическому лечению как к второстепенной и необязательной процедуре; недостаточно высокий уровень общей и санитарной культуры пациентов, нерегулярный уход за полостью рта, а иногда и полное его отсутствие.

Читайте так же:  Оголение шейки зуба

Психологические мотивы несвоевременного обращения пациентов к стоматологу, в частности ортопеду, более разнообразны и сложны: тревога, страх перед болью, мнение окружающих больного людей, противоречивые заключения врачей, перспектива приема студентами, ухудшение самочувствия перед посещением стоматолога, неудачи лечения.

Очевидна необходимость психологической подготовки пациентов перед стоматологическими вмешательствами.

К области психотерапии относятся все слова и действия врача, оказывающие положительное психологическое влияние на больных. В противоположном случае возникает ятрогенный эффект — результат неблагоприятного воздействия врача на психику больного.

Уровень культуры врачебного приема прежде всего определяется тем, насколько широко в нем представлена психотерапия. Применение врачом психотерапии находится в полном соответствии с классическим принципом «лечить не болезнь, а больного».

Настроенность пациента на ортопедические процедуры, желание сотрудничать с врачом в период лечения, атмосфера доверия и партнерства, положительные эмоции — залог успеха ортопедических процедур.

К сожалению, часто лечение проводится наспех, контакт врача с больным формален, психотерапевтическая работа сведена к минимуму. Это происходит из-за отсутствия у ряда врачей-ортопедов необходимой деонтологической подготовки, нежелания развивать у себя психотерапевтическую активность, а также сказываются ограниченность времени амбулаторного приема и отсутствие элементарных условий для психотерапевтического воздействия на больных. К специфическим предпосылкам необходимости психотерапии относятся прежде всего болезненные или малоприятные ортопедические манипуляции (препарирование зубов, инъекции, снятие оттисков и др.), вызывающие у больных страх и тревогу ожидания боли. Негативное влияние на психику пациента также оказывают эстетические дефекты, нарушение речи, невозможность полноценно питаться, сложности психофизиологической перестройки во время привыкания к протезам.

Целями психотерапевтической работы стоматолога являются купирование тревожности, напряженности пациента, коррекция неадекватного отношения к стоматологическому лечению, предотвращение невротических реакций, ятрогенных состояний.

Уже при первой встрече с больным, в беседе с ним, врач определяет и выделяет наиболее значимые раздражители, вызвавшие эмоциональное напряжение больного, его отношение к заболеванию. У пациента, ожидающего приема или сидящего в кресле, можно выявить и проанализировать внешние вегетативные и поведенческие проявления эмоций (наблюдается сжатие и закусывание губ, опускание углов рта, подергивание век, частое моргание; морщится лоб, напрягаются жевательные мышцы; окраска кожных покровов варьирует от бледной до разлитой гиперемии; отмечаются гипер- или гипосаливация, потливость; характерны движения рук — тремор, напряжение, скованность; появляется неадекватная активность, суетливость или, наоборот, подавленность).

Для построения своей психотерапевтической тактики врачу-ортопеду необходимо полагаться на внешние проявления эмоционального состояния пациента.

Формы психотерапевтического воздействия разнообразны. Самая распространенная из них — охранительный, щадящий режим. Это и уютная обстановка в регистратуре и кабинетах, и дипломатичная первая беседа (необходимо дать возможность пациенту высказаться, при необходимости переключить его внимание на другой предмет, иногда уместен директивный подход). Необходимо постараться развеять сомнения пациента, внимательно отнестись ко всем его высказываниям.

На начальном этапе лечения очень полезна демонстрация моделей челюстей пациентов со сходной патологией, муляжей, фотографий, рисунков протезов, аналогичных планируемым конструкциям. Обязательно должен обсуждаться вопрос о материалах, из которых изготавливается протез, следует дать их подробную характеристику.

Заметное психотерапевтическое воздействие имеет непосредственное протезирование, исключающее даже кратковременную нетрудоспособность и ущербность больных, утративших один ли несколько передних зубов. Таких пациентов предупреждают о возможном дискомфорте после лечения с акцентом на кратковременность подобных явлений.

Стоит также упомянуть наиболее распространенные ошибки ортопедов, приводящие к созданию негативного эмоционального фона на приеме. Это нарушение принципа законченности лечения, игнорирование анестезиологической защиты (премедикация, обезболивание).

Анализ современных данных об успокаивающем действии психофармакологических препаратов свидетельствует о том, что для купирования психоэмоционального напряжения у больных на стоматологическом приеме целесообразно широко использовать транквилизаторы [6]. Опасность их приема в стоматологической практике явно преувеличена. Однократный прием препаратов, что наиболее адекватно для амбулаторной стоматологической практики, не дает серьезного побочного эффекта и не вызывает привыкания к психофармакологическим средствам.

Учитывая специфику амбулаторного стоматологического приема, определяющую необходимость быстрого снижения психоэмоционального напряжения, предпочтение следует отдавать наиболее мощным препаратам из группы бензодиазетиновых транквилизаторов, в частности феназепаму (0,0005–0,001 г) и диазепаму (0,005–0,01 г), оказывающим выраженное противотревожное действие. В случае необходимости усиления противотревожного действия препаратов целесообразно сочетать прием транквилизаторов с небольшими дозами галоперидола (0,00075–0,0015 г) или амитриптилина (0,006–0,0125 г). В качестве корректоров побочного действия транквилизаторов (эффекты миорелаксации, сонливости) может быть рекомендовано их совместное применение с психостимуляторами (сиднокарб 0,00125 г) или ноотропными средствами (пирацетам 0,1–0,2 г).

Психофармакологические препараты рекомендуется применять на амбулаторном стоматологическом приеме в сочетании с активной психотерапевтической работой стоматолога, использованием аппликационной и местной инъекционной анестезии.

Таким образом, психотерапия должна стать неотъемлемой частью специальной подготовки пациента к протезированию, сопровождать основные ортопедические процедуры и проводиться в периоды адаптации, для чего используются отвлекающие, успокаивающие и активирующие психологические воздействия. При сильно выраженном страхе, тревожности психотерапия комбинируется с медикаментозным лечением, чему предшествуют обязательные консультации с невропатологом или психиатром.

  1. Кульбеков К. К. Психопрофилактика в ортопедической стоматологии.— Алма-Ата, 1981.
  2. Нападов М. А., Паламарчук В. М., Хохлов Э. М. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии.— Киев, 1984.
  3. Танрыкулиев П. Т., Атаев Г. Психомедикаментозная подготовка пациента к препарированию твердых тканей зуба /Метод. рекомендации.— Ашхабад, 1981.
  4. Соловьев М. М., Игнатов Ю. Д., Конобевцев О. Ф. Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей.— Л., 1985.
  5. Gatchel R. I., Kobertson M. C., Jngersall B. D. et al.//J. Amer. Dent. ASS.— 1983.— Vol. 107.— № 4.— P. 609–610.
  6. Катурова Г. Ф., Потапова С. И., Киричек Л.Т. Премедикация в амбулаторной стоматологической практике/Метод. рекомендации.— Харьков: ХГМУ, 1997.

Психопрофилактика боли перед лечением зубов

Медицина/ 7 . Клиническая медицина

Врач стоматолог-терапевт, преподаватель

I категории Ломазова В.Б., преподаватель-методист, преподаватель высшей категории Панова Р.В.

Обласн

ое ком м унальн ое за ведение «Дн е пропетровск о е меди цинское училище»,

г

. Дн е пропетровск, Укра и на

Психологическая подготовка стоматологических пациентов.

Страх перед посещением стоматолога – вещь хорошо знакомая всем людям. Боязнь стоматологического вмешательства занимает достаточно высокое место в иерархии человеческих страхов. Пожалуй, ни одно врачебное действие не вызывает столько негативных эмоций. Многим достаточно лишь напомнить в разговоре о стоматологе, как настроение у таких людей безвозвратно портится на весь день.

Читайте так же:  Подготовка зубов к установке брекетов

Самая большая проблема стоматологов – это пациенты, испытывающие страх перед лечением зубов. По данным статистики, около 80% докторов «заражаются» тревожным синдромом от своих больных, а это в некоторой мере мешает их нормальной работе.

Кроме того, пациенты, испытывающие стресс, требуют большего времени для проведения врачебных манипуляций, острее реагируют на раздражители и более чувствительны.

Установлено, что у стоматологических больных существует стойкая психоэмоциональная установ­ка на боль, которую они ожидают, ещё не видя ин­струментов, не входя в кабинет, только лишь при одной мысли о предстоящем лечении; 84% взрос­лых людей ожидают болевого дискомфорта в рам­ках обычного стоматологического лечения, что мо­жет сопровождаться паническими состояниями.

Некоторые пациенты, которые годами избега­ют стоматолога, боятся не столько лечения как та­кового, сколько замечаний врача по поводу плохо­го состояния их полости рта.

[2]

Многие люди испытывают панический страх перед посещением стоматолога ещё и потому, что слышали о заражении гепатитом через грязные инструменты. На сегодняшний день большинство стоматологических кабинетов оборудованы, во-первых, кварцевыми лампами, которые дезинфицируют воздух, во-вторых, в современных клиниках используются специальные дезинфицирующие средства нового поколения! Уясните себе одно – стоматолог сам заинтересован в стерильности своей работы ведь он непосредственно контактирует с больным, берет в руки инструменты!

По опросам психологов изучающих особенности поведения пациентов во время стоматологического лечения, главным травмирующим фактором является страх боли во время лечения и процедуры проведения самой анестезии. Проблема страха перед посещением стоматологического кабинета настолько серьёзна, что в современной психологии она даже получила название дентофобии (или стоматофобии). Боязнь стоматолога, основана, в первую очередь, на личном опыте человека, связанном с предыдущими посещениями зубного врача.

Особенно, если эти посещения были сопряжены с болезненными манипуляциями при лечении или удалении зубов в прошлом.

Однако во многих случаях человек, даже зная о возможности современного лечения зубов без боли, и сам не в состоянии рационально объяснить причину своей фобии.

Кроме того, страх перед стоматологом могут «привить» своему ребёнку родители, пугая непослушное чадо болезненными стоматологическими процедурами и страшным зубным врачом. Безусловно, мамы и папы делают это неосознанно, однако детский страх остаётся на подсознательном уровне и потом уже трудно поддаётся коррекции.

Самое грустное, что боязнь перед стоматологом отступает на второй план только при невыносимой зубной боли, но в этом случае говорить о сохранении здоровья зубов чаще всего уже не приходится…

Как сделать так, чтобы пациенты не боялись стоматолога?

Страх может стать причиной серьёзных недугов со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Чтобы пациент не боялся визитов к стоматологу, он должен чувствовать, что врачу небезразлично состояние человека, сидящего в его кресле. Нельзя быть просто стоматологом, надо быть ещё и психологом. Доктор и медсестра должны приложить максимум усилий для того, чтобы пациент не испытывал ни страха, ни боли.

Во время лечения пациент не испытывает ожидаемой боли и дискомфорта: в кабинетах играет музыка, движения врачей спокойные и уверенные, а «подопечный» окружён заботой и вниманием персонала.

Как можно снять психоэмоциональное напряжение больного перед началом лечения?

Для снятия психоэмоционального напряжения используют психологическую и медикаментозную подготовку больного перед лечением.
Психологическая подготовка пациента включает в себя убеждение в безболезненности лечения, соблюдение врачебной этики и деонтологии, установление хорошего контакта при общении с врачом. Медикаментозная подготовка к стоматологическому вмешательству называется премедикацией. Для неё применяются лекарственные препараты из группы нейролептиков, транквилизаторов, анальгетиков и т.д., активно влияющие на психоэмоцио- нальное состояние. Транквилизаторы также усиливают эффективность действия анестетиков и анальгетиков. Обычно их назначают за 40-50 минут до приёма.

На медработников возлагается задача защитить пациента от отрицательных эмоции в связи с предстоящим вмешательством. Условиями благоприятного проведения анестезии и операции являются правильный психологический подход к пациенту и надлежащий подход к родителям если пациент ребёнок. Чтобы добиться спокойного поведения пациента, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребёнка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребёнка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика имеют особенно важное значение.

Большую роль в эффективности терапии игра­ют настроенность пациента на сотрудничество с врачом, атмосфера доверия и партнёрства. До­казано, что информированность больного, зна­ние о предстоящем объёме лечения и методах управления болью значительно снижают уровень страха. Этот подход стал основанием для разра­ботки концепции, получившей название «модель партнёрства», которая одобрена и рекомендована Всемирной организацией здравоохранения и лег­ла в основу национальных законодательных актов и кодексов о медицинской деонтологии врачеб­ных ассоциаций многих стран мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствие с моделью партнёрства врач предоставляет пациенту полную информацию о состоянии его здоровья и возможных методах лечения в связи с имеющейся у него патологией. Наряду с информацией о современных методах те­рапии пациенту также рассказывает о их преиму­ществах и недостатках, степени риска, характере осложнений, которые могут сопутствовать тому или иному способу лечения. Полная информиро­ванность пациента о состоянии здоровья и воз­можных методах лечения ставит его перед выбо­ром. В этом случае он принимает осознанное и ак­тивное участие в оценке способов восстановления своего здоровья, выступает в качестве партнёра, участвующего в лечении и берущего на себя часть ответственности за его результаты. Пациент, та­ким образом, заключает с врачом соглашение о ле­чении, которое становится своего рода союзом двух партнёров (врача и больного) против обще­го врага — болезни, что, бесспорно, прямо сказы­вается на дальнейших этапах его адаптации.

К сожалению, из-за отсутствия времени лече­ние часто проводится наспех, контакт врача с па­циентом формален, психотерапевтическая работа сведена к минимуму. Это происходит в связи с тем, что у ряда врачей нет достаточной деонтологической подготовки, а также отсутствуют элемен­тарные условия для проведения психотерапии. К специфическим предпосылкам необходимости психотерапии относятся, прежде всего, болезнен­ные или малоприятные манипуляции (препари­рование зубов, инъекции, снятие оттисков и т. д.), вызывающие у больных страх и тревогу в связи с ожиданием боли. Негативное влияние на психи­ку пациента оказывают также эстетические де­фекты, нарушение речи, невозможность полно­ценно питаться, сложности психофизиологической перестройки во время привыкания к протезам. По­этому целью психотерапевтической работы врача-стоматолога являются купирование тревожности, напряжённости пациента, коррекция неадекватно­го отношения к стоматологическому лечению, пре­дотвращение невротических реакций и ятрогений.

Читайте так же:  Металлокерамические коронки на зуб

Уже при первой встрече с больным, в беседе с ним, врач определяет и выделяет наиболее зна­чимые раздражители, вызвавшие эмоциональ­ное напряжение у пациента, его отношение к забо­леванию. У человека, ожидающего приём или си­дящего в зубоврачебном кресле можно выявить и проанализировать внешние вегетативные и по­веденческие проявления эмоций. В наиболее часто встречающемся (около 85% случаев) лёгком варианте.

В условиях кабинетов стоматологии одной из самых распространённых форм психотерапев­тического воздействия является охранительный, щадящий режим. Это уютная обстановка и первая психологическая беседа с больным, в ходе кото­рой необходимо дать ему возможность высказать­ся, если нужно переключить его внимание на дру­гой предмет, постараться развеять сомнения, вни­мательно отнестись ко всем его высказываниям.

Как преодолеть свой страх перед стоматологом?

Прежде всего, нужно хорошо понять, что все достижения современной стоматологии направлены как раз на то, чтобы сделать все процедуры безболезненными. Современные технологии лечения зубов и средства обезболивания позволяют провести любую стоматологическую манипуляцию быстро и безболезненно. В современной стоматологической клинике все направлено на то, чтобы помочь пациенту преодолеть душевный дискомфорт перед посещением зубного врача. Вы избавлены от очередей и ожиданий – просто Вы записываетесь на приём в удобное для Вас время. Забудьте страшные рассказы друзей и родственников – они в последний раз посещали стоматолога лет двадцать назад. Отвлекитесь от эмоциональных переживаний и прислушайтесь к голосу разума, который подсказывает, что сейчас уже не надо бояться стоматолога.

Боязнь лечить зубы – это психологическая проблема. Решать её нужно следующим образом. Во-первых, нужно убедить себя, что зубы рано или поздно лечить придётся. Во-вторых, понять, что чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и безболезненнее этот процесс для вас завершится. Любую болезнь на ранней стадии легче вылечить и быстрее, чем на запущенной. Точно так же и с зубами. Когда вы приходите с пульпитом или полуразрушенным зубом, корчась от боли, стоматологу очень сложно осуществить манипуляции с больным зубом быстро и совершенно безболезненно для вас и поверьте, в этом его вины нет!

Следующий этап спросите у себя, чем именно вас пугает стоматолог? Подумайте хорошенько, какой страх имеет под собой реальную основу, а какой рождён вашей буйной фантазией, к примеру, некоторые выдумывают, что стоматолог удалит или начнёт сверлить здоровый зуб! В-третьих, попробуйте осознать, что в современной стоматологии давно уже нет такого понятия — «нужно немного потерпеть», на сегодняшний день в распоряжении специалистов множество обезболивающих средств, которые позволяют врачу совершать различные манипуляции, не доставляя пациенту абсолютно никакого дискомфорта или болевых ощущений! Если вы панически боитесь уколов и вам становится дурно от того, что вам будут прокалывать десну — для этого существует аппликационная анестезия, вам побрызгают на десну лидо каином и вы даже не почувствуете укол!

Безусловно. Необходимо рассказать доктору о своих переживаниях и испытываемом волнении перед лечением. Следует договориться с ним об определённом сигнале (жесте рукой и т. п.), который пациент будет подавать, когда почувствует какой-либо дискомфорт. Пациентам не стоит думать о том, что врач начнёт ругать или высмеивать за плохое отношение к зубам. Большинство современных стоматологов вежливо относятся к своим клиентам и могут дать грамотные советы о том, как правильно ухаживать за полостью рта. Так же не следует бояться, что лечение обойдётся слишком дорого. Профилактический осмотр или терапия на ранней стадии намного дешевле, чем реставрация (послойное восстановление) зуба.

В настоящее время боязнь стоматологических процедур должна навсегда уйти в прошлое – этому способствуют современные методы обезболивания, новые технологии в лечении (использование лазеров) и протезировании зубов. Но тем не менее, боязнь стоматолога продолжает оставаться одним из самых сильных человеческих страхов.

В заключение следует подчеркнуть, что, по сути, каждый стоматолог должен быть психологом.

Аутогенная тренировка для успешного лечения зубов

Аутогенная тренировка для успешного лечения зубов

Каждый раз после окончания сеанса AT необходимо активно выйти из аутогенного погружения. Для этого 2—3 раза сделайте глубокий длинный вдох и быстрый короткий выдох, мысленно произнося: «Мои руки легкие, упругие. Ноги легкие, подвижные. Мои мышцы сильные, свободные. Я весь подвижен легок, бодр. Во мне нарастает энергия, бодрость. Я весь наливаюсь упругой силой — подъем!» Затем широко откройте глаза и встаньте. Если занятие AT вы делаете в постели на ночь, то выходить из аутогенного погружения не следует, оно перейдет в естественный крепкий сон.

«Я успокаиваюсь и расслабляюсь. Мое лицо спокойно, расслаблено, теплое. Я дышу легко, ровно и свободно. Мои руки расслабляются и делаются тяжелыми, теплыми. В моей груди легко, спокойно тепло. Я спокоен, совершенно спокоен».

Тревожную ситуацию проигрывайте образно несколько раз, повторяя на высоте этого состояния всегда слово «стоп» с последующим мышечным расслаблением и достижением внутреннего покоя. Затем приступайте к самому основному — образному моделированию своего идеального внутреннего состояния и поведения при лечении зубов. Вы сидите спокойно в кресле, легко устраняете возникающее эмоциональное и мышечное напряжение, быстро снимаете внутренние зажимы, подавляете волнение и страх, дышите ровно и свободно. Этому во многом способствуют словесные формулы самовнушения, которые вы произносите во время занятий на фоне аутогенного погружения. Формулы повторяйте непосредственно перед приемом у стоматолога и в кресле во время лечения зубов.

«Я совершенно спокоен и равнодушен к шуму бормашины. Я жду лечения зубов спокойно. Я равнодушен к лечению зубов и совершенно спокоен. Я дышу легко, свободно и ровно. Я спокоен, совершенно спокоен. Все будет легко и безболезненно. Я невозмутим и совершенно спокоен. Мое лицо и тело полностью расслаблены. Ничего страшного в лечении зубов нет. Лечение проходит легко и безболезненно. Мое дыхание свободное, плавное, ровное. Я совершенно спокоен и невозмутим. Мое лицо и тело расслаблены и излучают тепло».

Читайте так же:  Причины возникновения слюннокаменной болезни и способы ее лечения

Систематические занятия AT помогут вам смягчить или полностью устранить возникающие волнение, переживание, чувство страха перед предстоящим лечением зубов, что в то же время явится и успешной профилактикой боли. Вот почему регулярная тренировка нервно-эмоциональной сферы должна стать непременным атрибутом каждого при посещении стоматологического кабинета. Сочетая приемы AT с точечным массажем рефлекторных зон, вы сможете спокойно и безболезненно переносить процедуру лечения зубов.

Психопрофилактика боли перед лечением зубов

Психопрофилактика боли перед лечением зубов

Редко кому из нас приходилось лечить зубы и не испытывать при этом чувства страха перед бормашиной и ожидаемой болью. Посещение стоматологического кабинета всегда связано с отрицательными эмоциями, ожиданием боли. Не потому ли мы зачастую откладываем посещение стоматолога, находя для себя всевозможные оправдательные причины? Анкетный опрос выявил, что большинство людей одной из причин позднего обращения к стоматологу считают чувство страха перед ожиданием неминуемой боли. Между тем ее практически не бывает при лечении начальных форм кариеса.

Нужно ли бороться с болью, волнением перед посещением стоматолога? Оказывается, нужно, так как боль небезобидна, она оказывает отрицательное влияние на работу многих внутренних органов и систем организма. Так, происходят изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (вспомните учащенный пульс, прерывистое дыхание перед включенной бормашиной), нарушается деятельность желез внутренней секреции, повышается кровяное давление, угнетается состояние центральной нервной системы. В экспериментальных условиях под действием болевых раздражений у подопытных животных возникала язвенная болезнь желудка и другие необратимые изменения во внутренних органах. Поэтому боль рассматривается как отрицательный фактор, требующий своевременного подавления или предупреждения.

[1]

Еще более вредное влияние на психику и весь организм оказывают страх, волнение, состояние тревоги, чувство напряженности перед предстоящим лечебным вмешательством. Они вызывают целый комплекс отрицательных реакций, влекущих глубокие сдвиги во многих системах организма. В последние годы с помощью тонких лабораторных, электрометрических, функциональных методов исследования установлено, что изменения в организме перед лечением зубов так же значительны, как и перед предстоящей хирургической операцией. Но если крупная полостная операция случается в жизни редко, то лечебные вмешательства по поводу заболевания зубов бывают гораздо чаще. Поэтому важно научиться снимать волнение при посещении стоматологического кабинета, предупредив тем самым различные отрицательные сдвиги в организме.

Проблема боли в стоматологии

Зубная боль — часто очень мучительная чаще всего является следствием воспаления, в которое вовлекаются зубы или мягкие ткани челюстно-лицевой области. Эта статья является логическим продолжением обширной темы Зубная боль — основная причина страха перед лечением

Модель зубной боли

Хирургическая экстракция третьего нижнего моляра сопровождается болью от умеренной до тяжелой. Поэтому ее модель, предложенная впервые Cooper и Beacer, применяется для оценки выраженности стоматологической боли во многих исследованиях.

Множество факторов послеоперационной стоматологической боли вызвано тем, что хирургическая экстракция асоциируется с периферической воспалительной реакцией, инициированной травмой.

Клинически доказано, что НПВП эффективно купирует боль после хирургической экстракции, а также проявляет выраженный эффект в качестве упреждающих анальгетиков.

Болевой синдром при эндодонтическом лечении

Наименее распространенная форма орофасциальной боли — одонталгия. Исследования свидетельствуют, что эндодонтическое лечение в виде пульпотомии или пульпэктомии является достаточно эффективным средством уменьшения болевого синдрома. Действительно, эндодонтическое лечение обеспечивает купирование боли, однако его анальгетический эффект редко бывает немедленным и полным. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев при эндодонтическом лечении требуется адекватная обезволивающая терапия.

НПВП эффективно купируют эндодонтическую боль, а также могут использоваться в качестве превентивной анальгезии накануне эндодонтического лечения, так как они позволяют свести к минимуму периферическую сенситизацию, развивающуюся вследствие выброса медиаторов воспалительного каскада.

При реверсивном пульпите боль, развивающаяся на фоне воспалительного процесса, имеет преходящий кратковременный характер и появляется при воздействии холода, реже — тепла. Длительный болевой синдром или постоянная боль при воздействии холода возникает при необратимом пульпите.

Ведущая роль в патогенезе боли при пульпите принадлежит воспалению, а следовательно, альтерации компонентов пульпы, эффектам биологически активных веществ и образовании экссудата. Гипоксия пульпы, которая формируется в процессе воспаления, а также тканевый ацидоз приводят снижению фагоцитарной активности клеток. Развитие отека происходит в замкнутом пространстве, окруженном твердыми костными тканями, или дентином, и потому даже незначительное увеличение давления в пульпарной камере приводит к развитию выраженного болевого синдрома.

Патогенетически обосновано при пульпите назначать противовоспалительные препараты, например НПВП, позволяющие уменьшить выраженность отека за счет снижения синтеза простагландинов, а также купировать болевой синдром.

Периодонтит

Заболевания периодонта также имеют воспалительную природу, ассоциированную с porphyromonas gingivalis, Prevotella intermedia, Tannerella forsythia и Aggregatibacter actinomycetemcomitans. Скачайте также подробную таблицу чувствительности бактерий к антибиотикам. Достоверно известно, что грозные последствия периодонтита, в частности потеря костной массы, обусловлены ответом хозяина на инфицирование патогенами.

Так, первоначальное увеличение числа нейтрофилов в зоне воспаления сопровождается выделением нейтрофилами и макрофагами цитокинов, в частности фактора некроза опухоли альфа (ФНО-α), интерлейкина-1 (ИЛ-1) и простагландинов. Последние являются медиаторами костной резорбции. В связи с этим применение препаратов, ингибирующих синтез простагландинов, — НПВП — позволяет снизить выраженность патологического процесса при периодонтите и уменьшить потерю костной массы. Узнайте как лечить зубную боль

Острый верхушечный периодонтит

Сильная эндодонтическая боль на фоне верхушечного периодонтита, так же как и пульпалгия, развивается вследсвие воспалительного процесса и иммунологических реакций организма. Поэтому применение анальгетиков с противовоспалительным эффектом, в частности НПВП, может быть эффективным способом успешного контроля боли.

Другие стоматологические заболевания

В стоматологической практике НПВП в качестве обезболивающих и противовоспалительных средств применяют при травмах челюстно-лицевой области, болях неврологического характера, краниофациальной боли. Следует отметить, что назначение НПВП перед травматическим вмешательством снижает в тканях уровень медиаторов воспаления, а также уменьшает выраженность послеоперационной воспалительной реакции.

Кеторол (кеторолак) по силе анальгезирующего эффекта значительно превосходит другие НПВП.

Источник: Краткое руководство «Купирование болевого синдрома в стоматологической практике», Медицинский совет (Образовательный проект, научно-практический журнал для врачей), Dr. Reddy’s.

Читайте так же:  Композитные и керамические виниры

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ БОЛИ И СТРАХА ПРИ ОКАЗАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

УДК 616.31-036.22-053.2 (476):614.258.3

С.К.Нурмаганбетова

Областная детская стоматологическая поликлиника, г.Тараз

Стоматологическое вмешательство у детей предполагает пребывание их в определенном психоэмоциональном состоянии, которое создает трудности при налаживании контакта между пациентом и врачом-стоматологом. Для успешной организации лечебно-профилактических работ в детском стоматологическом учреждении необходимо учитывать тип психоэмоционального состояния ребенка.

[3]

Ключевые слова: ребенок, психоэмоциональное состояние, стоматологическое вмешательство.

Стоматологу-педиатру нередко приходится встречать­ся с негативным отношением детей к лечению зубов. Существует ряд факторов, которые могут тормозить формирование негативного отношения к лечению зубов или задерживать внешние проявления этого отношения, то есть помогают ребенку преодолеть свое негативное отношение, перенести неприятные и даже болевые ощущения.

К ним относятся: 1) Глубокое понимание и осознание необходимости свое­временного лечения зубов; 2) Воспитание у ребенка умения переносить болевые ощущения, не концентрируя на них внимание окружаю­щих; 3) Отвлечение внимания ребенка от тревожных мыс­лей и отрицательных раздражителей, предшествующих или сопутствующих лечению; 4) Прямое словесное внушение (психосупрессивная терапия); 5) Ослабление эмоционального напряжения (тревоги, страха) с помощью фармакологических средств; 6) Повышение порога болевой чувствительности за счет фармакологических средств, физических методов.

Для коррекции психоэмоционального состояния ребенка, испытывающего тревогу или страх как в ожидании лечения, так и в процессе выполнения врачом процедур, используются психотропные препараты (седативные, транквилизаторы, нейролептики), снотворные сред­ства. Целесообразно сочетать их с ненаркотическими анальгетиками.

Важной задачей для нас являлась, прежде всего, оценка психологического статуса ребенка и только потом выбор метода обезболивания, диктуемого характером патологи­ческого процесса.

Наш опыт показал, что участковый принцип обслужи­вания детского населения, наблюдение его у одного и того же специалиста приводят к быстрой адаптации ребенка к лечению, он привыкает к врачу, доверяет ему. Очень важ­но отношение врача и всего медицинского персонала к маленькому пациенту. Душевная теплота и любовь к каж­дому ребенку, как к своему собственному, способствуют полному исчезновению страха или к сведению его к мини­муму и гарантируют качество лечения.

Физиологическое отвлечение (воздействие музыки, де­монстрация слайдов и др.) является достаточно мощным способом уменьшения негативного отношения ребенка к лечению зубов.

Медикаментозная подготовка в детской стоматологии направлена на обеспечение спокойного хода лечения при длительных вмешательствах; для улучшения условий при лечении детей, не сотрудничающих с врачом.

В таких случаях назначают малые транквилизаторы. Для детей младшего возраста мы использовали сибазон, а бо­лее старшего ,- мебикар в возрастной дозировке за 30-40 мин. до лечения. При этом стремились к тому, чтобы ребе­нок принимал лекарство добровольно. Для этого лучше предлагать его растворенным во фруктовом соке.

Правильно выбранная индивидуальная психотерапия, премедикация на фоне качественной анестезии снижают значимость источника эмоционального напряжения у де­тей и способствуют благоприятному исходу терапевтичес­кого лечения.

Во время работы, чтобы достичь безболезненной опе­ративной обработки эмали и дентина у детей, до пользо­вались известными правилами их щадящей инструменталь­ной обработки (прерывистая обработка, высокие обороты, использование острых боров, хорошо центрированных на­конечников и др.)

При расширении кариозной полости и особенно ее формировании использовали обезболивание.

1 Ермуханова Г.Т., Задорожный С.Н., Баринбойн С.М. Раннее протезирование при частичных дефектах зубных рядов у детей с временным прикусом // Проблемы стоматологии. — 2006. — №3. – С.63-64

2 Есим А.Ж. Проблемы раннего удаления временных зубов у детей // Материалы Международного конгресса стоматологов. – 2004. – С.56-57

3 Ермуханова Г.Т., Валиева Э.Г. Проблемы ранней потери временных зубов у детей // «Стоматологический вестник». — № 3 (103). — 2009г.

С.К. Нұрмағамбетова

Стоматологиялық көмек көрсету кезіндегі ауру сезімін алдын алу ерешеліктері

Түйін: стоматологиялық көмек көрсету кезінде балалар ерекше психо-эмоциональді жағдайда болады, сол кезде науқас пен дәрігер-стоматолог аралығында қарым-қатынасты құру жолында қиындық туындайды. Сондықтан емдеу-алдын-алу жұмыстарын ойдағыдай жүргізу үшін баланың психо-эмоциональді жағдайының түрін ескеру қажет.

Түйінді сөздер: бала, психо-эмоциональді жағдай, стоматологиялық жағдай

S. K. Nurmagambetova

Features of psychoprevention of pain and fear in providing stomatological help to children

Resume: stomatological intervention at children assumes them stay in a certain psychoemotional condition which creates difficulties at establishing contact between the patient and the dentist. For the successful organization of treatment-and-prophylactic works in the children’s dental institution it is necessary to consider the type of a psychoemotional condition of the child.

Key words: child, psychoemotional condition, stomatologic intervention.

Поисковые слова:

Добавить комментарий Отменить ответ

Scientific-Practical Journal of Medicine, «Vestnik KazNMU».

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала «Вестник КазНМУ» и газеты «Шипагер».

Видео (кликните для воспроизведения).

ISSN 2524 — 0692 (online)
ISSN 2524 — 0684 (print)

Источники


  1. Пломбировочные материалы. Их свойства и применение. — М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. — 979 c.

  2. Хорошилкина, Ф. Я. Ортодонтия / Ф.Я. Хорошилкина. — М.: Медицинское информационное агентство, 2016. — 592 c.

  3. Николаев, А. Н. Практическая терапевтическая стоматология / А.Н. Николаев, Л.М. Цепов. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 928 c.
  4. Воспалительные заболевания, травмы и опухоли челюстно-лицевой области у детей. Учебное пособие. — М.: СпецЛит, 2015. — 512 c.
Психопрофилактика боли перед лечением зубов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here