Взаимосвязь между эстетической стоматологией и психологией

Самое важное на тему: "Взаимосвязь между эстетической стоматологией и психологией" с полным описанием проблематики и методологии решения. Мы собрали полную информацию, доступную в настоящее время в сети, переработали ее и разместили в удобном для чтения виде.

Основные проблемы эстетики

Эстетика представляет собой множество различных направлений и школ, по-разному трактующих едва ли не все ключевые вопросы, касающиеся эстетического измерения человеческого существования. Отвлекаясь на время от этого обстоятельства, можно попытаться перечислить некоторые из основных, вызывающих наиболее острые споры проблем современной эстетики:

  • • уточнение понятия эстетического видения мира и его связей с другими измерениями человеческого существования;
  • • формирование новой системы категорий эстетики, соответствующей тем революционным переменам, которые произошли во второй половине XIX в. в искусстве и привели к смене традиционной эстетики современной эстетикой;
  • • определение понятия искусства, отграничение искусства от других способов понятийного и образного представления мира (идеология, философия, религия, наука и т.д.);
  • • исследование задач, или функций, искусства и его значения для человеческой (индивидуальной и социальной) жизни и деятельности;
  • • обоснование периодизации истории искусства, деления ее на основные этапы, выделения особых, отличающихся внутренним единством стилей в рамках каждого из таких этапов и т.д.;
  • • изучение своеобразия эстетики как науки, ее двойственного, описательно-оценочного, или дескриптивно-прескриптивного, характера.

Приведенный перечень задач эстетики не является, конечно, исчерпывающим. Но он хорошо показывает, что эстетика занимается теми вопросами, которые не способна исследовать сколько-нибудь полно и последовательно никакая другая научная дисциплина, в том числе и дисциплина, занимающаяся исследованием искусства.

Предмет эстетики является относительно четко определенным, и это связано в первую очередь с выделением эстетики в самостоятельную область знания по отношению к философии и искусствознанию, в русле которых она традиционно развивалась. Эстетика как наука, несомненно, носит философский характер, но она имеет свою специфику. Поскольку эстетические ценности создаются преимущественно в рамках искусства, эстетика может рассматриваться прежде всего как наука о своеобразии искусства и художественного творчества. Искусство оказывает решающее влияние на развитие эстетики. Со своей стороны эстетика имеет значение общей теоретической основы по отношению ко всем частным искусствоведческим наукам (литературоведение, теория изобразительных искусств, театроведение, музыковедение, киноведение и т.д.). Занимаясь изучением общих проблем искусства, эстетика дает этим частным теориям необходимые для их построения методологические принципы, исследует связи и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует применяемые в них конкретные методы исследования.

В круг основных проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и представления, художественный вкус, идеал и другие составляющие эстетического сознания.

Важнейшей задачей эстетики является разработка категориального аппарата. В числе основных категорий эстетики: эстетическое, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, ироническое, мимезис, катарсис, художественный образ, символ, симулякр, канон, художественный стиль, искусство, игра, эпатаж и т.д. Никакого исчерпывающего перечня эстетических категорий не существует, с изменением сферы эстетического меняются и те общие понятия, которые необходимы для ее анализа.

Эстетика не учит какой-то конкретной деятельности. Она нс учит, в частности, правильному восприятию искусства или красоты мира – это задача эстетического воспитания, призванного развивать эстетический вкус. Исследуя свой предмет – эстетическое измерение человеческого существования, эстетика показывает место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества. Косвенно она указывает и тот путь, на котором человек может хотя бы временно выходить из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями, и ощущать свою причастность к иной, кажущейся более высокой реальности, к духовным сферам бытия, переживать состояние личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни.

Эстетический опыт как система не имеющих непосредственного утилитарного значения связей друг с другом и с миром присущ человеку с глубокой древности. Этот опыт получил свое выражение еще в эстетической практике первобытного человека – в первых попытках создания тех феноменов, которые мы сегодня относим к сфере искусства или художественного. В первобытной пластике и настенных росписях в неолитических пещерах древние люди стремились выразить свое эстетическое отношение к реальности. Их экскурсы в сферу эстетического чаще всего были неразделимы с опытом, связанным с религиозным культом и ритуалом. Различие между религиозным и эстетическим плохо осознавалось древним человеком. Животные, который рисовал первобытный человек на стенах пещер, служили прежде всего культовым, ритуальным целям, и их изображения предназначались в первую очередь для созерцания духов, а уже затем – людей. Вместе с тем эстетическое активно переживалось, возбуждая эмоции первобытного человека.

В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание совершенствовались вместе с духовно-эмоциональным развитием человека и наиболее полно воплощались в искусстве, в культовых практиках и в повседневной жизни. Уже в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции появляются специальные трактаты по искусству и философские тексты, в которых предпринимаются попытки теоретически осмыслить как искусство, так и эстетическое вообще. Концепция возникновения космоса (упорядоченности) из хаоса, попытки описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали первым этапом прояснения эстетического сознания и первыми шагами к созданию особой науки об эстетическим видении мира – эстетики.

Личностный фактор в возникновении и развитии стоматологических заболеваний

Орестова Е.В. (Москва)

Орестова Елена Владимировна

– заведующая кафедрой общей психологии факультета клинической психологии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет», кандидат психологических наук, доцент.

Аннотация. В обзоре рассматривается ряд исследований, проведенных в последние годы автором на стоматологических кафедрах МГМСУ. Показана роль психологического фактора в возникновении некоторых заболеваний (плоский лишай, стомалгия, психогенные боли). Рассматривается характер ряда адаптационных процессов и их связь с личностными особенностями пациентов, мотивационными аспектами выбора того или иного вида лечения. Подчеркивается специфика работы врача-стоматолога как работающего с главной репрезентативной частью личности – лицом.

Ключевые слова: психологические особенности, стоматологический статус, стомалгия, адаптация, съемные протезы, целевая сфера, мотивация, отбеливание.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Очень интересными и показательными оказались результаты, полученные в работе, посвященной изучению личностного фактора в ортопедической стоматологии – при исследовании особенностей адаптации к полным съемным протезам [3; 4]. Было обследовано 58 пациентов с полным отсутствием зубов и атрофией альвеолярных гребней 1-2 степени. Пациенты были обследованы следующими психологическими методиками: методика Спилберга-Ханина, «личностный опросник» Айзенка (в адаптации И. Н. Гильяшевой), цветовой тест Люшера (в адаптации Л. Н. Собчик), методика ценностных ориентаций М. Рокича. Нами была установлена связь между адаптацией пациента к протезам и структурой его ценностной сферы. Аморфная ценностная сфера является основой для затягивания процесса адаптации, повторных визитов к врачу, просьб о переделывании протезов. Стоматологический статус этих пациентов характеризуется клинически не мотивированными жалобами на болезненность при пользовании полными съемными зубными протезами и дискомфорт. В психологическом статусе этих пациентов преобладают: ситуативная тревожность, склонность к избеганию социальных контактов, чувство неудовлетворенности, усталости, стремление к строгому контролю над собой, система ценностей размыта. Пациенты с такими проблемами составляют 17% от общего количества.

Читайте так же:  Лечение десен профессионалами

У 83% пациентов отмечается иерархическая диспозиция ценностей, имеющая на вершине иерархии ценности-цели. Эти пациенты хорошо адаптируются к полным съемным зубным протезам. В их психологическом статусе отмечается также активное стремление к успеху, самостоятельность в принятии решений, чувство целостности, потребность во внимании со стороны других. Т.е., чем лучше построена ценностная сфера у пациентов, тем легче проходит процесс адаптации к протезам.

Бурное развитие в последние десятилетия как практических, так и теоретических аспектов эстетической стоматологии явилось ответом на запросы времени – люди больше стали заботиться о своем внешнем облике и о том впечатлении, которое они производят.

Установлено, что ряд пациентов, обращающихся за эстетическим стоматологическим лечением, чувствуют себя внутренне неблагополучными, поскольку испытывают значительный дискомфорт в отношении своей внешности, а именно лица, улыбки, цвета и формы своих зубов и т.д., хотя при этом врач может фиксировать несущественные деформации в зубочелюстной системе пациентов. Именно этот факт и его психологическую подоплеку мы изучали совместно с Н. Г. Уманской [10].

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе для изучения вопроса об объективности оценки пациентами состояния своего стоматологического статуса нами была разработана методика, названная нами «Двойное оценивание», основанная на сравнении анализа восприятия одних и тех же дефектов стоматологического статуса одновременно врачом и пациентом. Тем самым была предпринята попытка оценить степень адекватности восприятия пациентом собственного стоматологического статуса. Методика включала 8 критериев, по которым и проводилась оценка. В первое посещение врач-стоматолог и пациент заполняли разработанную нами анкету. Подсчет результатов теста проводился при помощи метода анализа иерархии, который позволяет выявить степень субъективизма, присутствующий в оценке пациентом своего стоматологического статуса. Неадекватная оценка была выявлена у 33,3% пациентов. В гендерной проекции этот результат выглядит следующим образом: 29,4% мужчин и 34,8% женщин неадекватно оценили свой стоматологический статус в сторону усугубления симптоматики, что свидетельствует о наличии у них психологических проблем.

Эстетическая медицина в целом ещё в 20-м веке столкнулась с проблемой преувеличенного внимания ряда людей к отдельным частям своего тела и желанием их изменить. Объяснялось это, как правило, наличием депрессии у данных пациентов, и объяснения эти далеко не всегда были обоснованными. В 50-е годы ХХ в. исследования, проведенные американским психологом С. Фишером [11] показали, что выраженный «интерес» к отдельным участкам тела, как правило, людьми не осознается и отражает внутриличностные конфликты и защиты. Результаты экспериментов Фишера также доказали существование не только индивидуальных, но и общих для всех людей символических значений отдельных частей тела.

Для того чтобы определить, какие участки тела являются областью проекции психологических проблем наших пациентов, нами была создана методика «Лицо-тело» на основе модификации методики Фишера [10]. Пациентам предлагалось заполнить анкету из двух списков: 10 частей лица и 16 частей тела и отметить по 5-балльной шкале, насколько нравится или не нравится указанная часть лица в одном списке и тела в другом. Если какой-то важной, на взгляд пациента, части лица или тела в списке не было, то он приписывал ее снизу.

Результаты, полученные с помощью этой методики, свидетельствуют о том, что из общего количества пациентов, обратившихся за эстетическим лечением, 80,9 % выбрали лицо, как наиболее значимую часть. В гендерной проекции этот результат выглядит следующим образом: 68,6 % мужчин и 90,7 % женщин выбрали лицо как наиболее значимую часть. Эта же методика позволила выявить, какая часть лица является для пациентов наиболее значимой. Результаты показали, что наибольшее значение имеет для пациентов нижняя часть лица – щеки, губы и подбородок, т.е. те органы, которые формируют улыбку. Объяснение этого факта мы видим в том, что психологически люди связывают свою личность по большей части именно с лицом, т.е. восприятие личности человека в основном происходит через восприятие его лица.

Сравнивая результаты двух методик «Двойное оценивание» и «Лицо-тело», мы обнаружили, что 33% пациентов, обратившихся по поводу эстетического лечения, в действительности имеют психологические проблемы. Преувеличенные жалобы пациентов на состояние своих зубов являются проекцией их психологических проблем на полость рта.

Такое положение может проявиться в недовольстве работой врача, так как эти пациенты приходят не только за «улыбкой», а за решением своих психологических проблем. И отсутствие решения этих проблем может повлечь за собой конфликт с лечащим врачом. Именно поэтому в общении с пациентом врач должен учитывать его психологические особенности.

Также интересное преломление для врачей-стоматологов имеет изучение мотивации. Совместно с Е. В. Ефремовой [5; 8] мы изучали мотивацию пациентов, пришедших на эстетическое лечение – отбеливание зубов. Изучая мотивацию одобрения и мотивацию достижения этих пациентов (Тест Эллерса), мы обследовали 159 пациентов от 18 до 52 лет, из них женщин – 81, мужчин – 78 человек. В исследовании участвовали лица, желающие изменить цвет своих зубов, считающие себя здоровыми, не имеющие в анамнезе тяжелой стоматологической патологии. По способу отбеливания, который выбрали пациенты, они распределились на 3 группы: 1 группа – пациенты, выбравшие так называемое домашнее отбеливание, 2 группа – пациенты, выбравшие офисное отбеливание, 3 группа – пациенты, отказавшиеся от отбеливания в результате полученной информации о самой процедуре. Нами было обнаружено, что у пациентов 2-ой группы, выбирающих офисный тип отбеливания, мотивация достижения значимо преобладает над мотивацией одобрения, тогда как у 1-ой и 3-ей группы, напротив, преобладает мотивация одобрения.

Сравнивая результаты психологического обследования всех 3-х групп, можно видеть следующее.

[1]

Во II-ой группе пациентов, выбравших офисный вариант отбеливания, преобладала мотивация достижения. Мотивация достижения определяется как увеличение способности человека ко всем видам деятельности, где возможна ситуация успеха и неудачи. Таким образом, мотивация достижения направлена на конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, и ориентирована на цель. Пациенты с выраженной мотивацией достижения более всего стремятся к реализации поставленной цели, в нашем случае – достижения необходимого косметического эффекта после отбеливания.

Читайте так же:  Ученые нашли замену зубной пасте

Подобные тенденции подтверждаются при анализе личностного профиля и структуры ценностных ориентаций пациентов этой же группы (II-ой). Во-первых, следует сказать, что усредненный профиль СМИЛ показывает наличие у данной группы высокого уровня внимания к поддержанию своего социального статуса. При этом их отличает активность, оптимистичность (о чем говорят, в частности, наблюдаемые у наших испытуемых высокие показатели по шкале статуса), у этих пациентов возникает тревога, выражающаяся в острых эмоциональных реакциях на ситуацию успеха или неуспеха. На основе когнитивной переработки фактов возникновения этих реакций формируется представление о личностной свободе, независимости, верности внутренним установкам и критериям жизни.

Пациенты с подобным профилем активны, целеустремленны, направлены на достижение успеха в любых ситуациях, в том числе в прохождении лечебных процедур, что подтверждается преобладанием в их структуре ценности активной деятельной жизни и уверенности в себе, которые достигаются посредством терпимости, независимости, честности (инструментальные ценности). Кроме того, эти пациенты не склонны активно интересоваться ходом процедуры, возможными осложнениями и побочными эффектами, но при их возникновении могут демонстрировать бурные эмоциональные реакции, вызванные тревогой, что намеченный результат не будет достигнут. В связи с этим следует отметить, что помимо склонности к сильным, устойчивым эмоциональным реакциям в описываемой группе пациентов присутствует тенденция к импульсивным действиям без ориентации на внешние социальные правила поведения, сниженной способности организовывать поведение в соответствии с социальными нормами. Это может приводить к тому, что, несмотря на высокую мотивацию достижения, готовность проходить процедуру до желаемого конца, пациенты данной группы не готовы самостоятельно следовать предписаниям врача, особенно в ситуации возможного возникновения временных побочных эффектов процедуры.

Из данного короткого обзора видно, что в настоящее время обращение к пациенту только с точки зрения его стоматологических дефектов не может принести удовлетворение лечением ни пациенту, ни врачу. Более того, игнорирование врачом психологических особенностей пациентов и его мотивации может приводить к конфликтам, в том числе финансовым, учитывая ряд дорогостоящих стоматологических процедур.

Полученные результаты особенно важны для стоматологов, так как они свидетельствуют о том, что любая манипуляция в лицевой области гораздо более значима, чем в любой другой. Этот факт ставит стоматолога в особое положение среди врачей, так как он работает не просто с полостью рта, а с главной репрезентативной частью личности.

Литература

Ссылка для цитирования

Орестова Е.В. Личностный фактор в возникновении и развитии стоматологических заболеваний. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Взаимосвязь между эстетической стоматологией и психологией.

Практически каждый человек, который вынужден обратиться к стоматологу, испытывает не самые положительные эмоции. Но как они меняются после данной процедуры? Как оказалось, отношение пациентов к своей внешности и внутренняя самооценка может повлиять на результат оказанных услуг. Это выяснили специалисты Королевского колледжа, который находится в Лондоне. Исследования показали, что для полного удовлетворения эстетического эффекта проведенного лечения, им необходимо обращаться не только к стоматологу, но и психологу.

Как показали результаты опроса и тестирования – не зависимо от того, какой вид стоматологических услуг предоставлялся, люди, которых не удовлетворял их внешний вид еще до похода к стоматологу, были совершенно недовольны эстетическим эффектом проведенного лечения и наоборот. Также люди с наивысшей степенью недовольства от своей внешности и те, что находились в депрессивном и тревожном состоянии, оставались недовольным результатом и после процедуры эстетической реставрации зубов.

Связь эстетики с другими науками

Эстетика тесно связана с другими философскими дисциплинами (этикой, логикой, риторикой и т. д.) и такими науками, как этнология, экология, психология, педагогика, искусствознание, социология, культурология и др. Науки, предметом исследования которых является человек, процессы познания и воздействия на окружающий его мир и искусство как результат человеческой деятельности, входят в пограничную область исследований с эстетикой.

Развитие активных контактов эстетики с психологиейв основном связано с развитием самой психологии как науки, в которой практически с момента ее возникновения развивались проблемы художественного восприятия и творчества во всех его видах и проявлениях. Наибольший расцвет психология творчества и восприятия получает в работах 3. Фрейда,

К. Юнга, в России — Л. Выготского. В результате содружества эстетики и психологии возникла «экспериментальная эстетика», связанная с изучением психических закономерностей эстетических явлений. Сегодня можно наблюдать отделение психологии творчества в самостоятельную научную область.

Искусство является предметом изучения как эстетики, так и искусствоведения.Однако предметная область эстетики значительно шире и включает кроме искусства природу, человека, мир конкретных вещей и т. д. Искусствоведение изучает конкретные произведения искусства, историю их создания, специфику, характерные черты и т. д. Эстетика же больше стремится к обобщению. Искусство для нее скорее как результат и высшая проявленность эстетического. В то же время, нельзя не выявить и глубокую связь, существующую между этими науками. Искусствоведение наполняет эстетику конкретикой, а эстетика, в свою очередь, способствует более глубокому осмыслению процессов, происходящих в искусстве.

Значительным оказывается сотрудничество эстетики с историей.X. Ортега-и-Гассет в эссе «О точке зрения в искусстве» сравнивает искусство со съемками фильма, в котором «реальность — не факт, не событие, не дата, а эволюция, воссозданная в их сплаве и слиянию). Исторический подход в эстетике позволяет изучать исследуемые ею явления в динамике, последовательности и взаимосвязи. Изучение истории эстетических идей мы находим уже во времена античности. Классическим образцом такого анализа времен немецкой классической философии является знаменитое «Введение к «Лекциям по эстетике» Г. Гегеля.

Однако специальные работы по истории эстетики появляются в середине XIX века. Первым сочинением в этой области была работа профессора Пражского университета Р. Циммермана «История эстетики как философская наука», вышедшая в Вене в 1858 году и состоявшая из трех книг. Среди работ по истории эстетики русских авторов можно назвать исследование магистра Московского университета И. Н. Камышева «О различных мнениях об изящном», вышедшее в 1829 году. Динамика исторических исследований в области эстетики в основном касается изменения метода исследования от исторически-описательного к исторически-сравнительному .

Читайте так же:  Что делает зубной врач стоматолог терапевт

В 1960-е годы эстетика активно взаимодействовала с семиотикой.Именно тогда в ее предметном поле начинают развиваться проблемы языка искусства, специфики художественных знаков, а произведение искусства получает статус особого текста. Появляются труды представителей так называемой Тартуской школы семиотики, родоначальником которой стал Ю. М. Лотман, которые оказали значительное воздействие на современную эстетику. Большую роль здесь сыграл структурализм, представителями которого являются Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Взаимосвязь между эстетической стоматологией и психологией.

А. Демкин
Перцептивные теории психологии эстетической реакции
человека на произведение искусства.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Динамика изменений теоретического обоснования сущности эстетической реакции человека отражает общую динамику исторического развития психологии – от доминирования сенсуалистической психологии Джона Локка и Этьена Кондильяка, к господству психологии перцептивных теорий структурализма Фехнера и функционализма Вундта, затем к бихейвиористкой психологии Ватсона, к когнитивной психологии и аналитической и гуманитарной психологии. В свою очередь этот путь развития отражает эволюцию индивидуальной психики, проходящей от стадии элементарной сенсорной психики, к психике перцептивной и интеллектуальной.

Важным аспектом в исследовании эстетической реакции стал вопрос о том, чему же главным обязана возникающая реакция – самому произведению искусства или человеческой психофизиологии?
Перцептивные теории эстетики, возникшие первыми, относили все влияние исключительной свойствам стимульного материала: то есть самого художественного произведения. Реакции человека на стандартные стимулы подразумевались инвариантными – то есть характерными (и стандартными) для каждого конкретного вида стмулов.

Не считая философских теорий, первыми появились психологическими перцептивные теории эстетики. Одним из первых психологов, описавших эстетическую реакцию был основоположник психофизиологии Густав Теодор Фехнер (1801 -1887). В свой работе «Начала эстетики» («Vorschule der Ästhetik»,1876) Фехнер выделил две формы эстетики – эстетика «сверху-вниз» и эстетика «снизу-вверх». Эстетика «сверху-вниз» рассматривает влияние на восприятие знаний человека, его образования, индивидуального опыта и чувства вкуса. Эстетика «сверху-вниз» была главным образом вотчиной философов. Эстетика «снизу-вверх» стала рассматривать в рамках экспериментальной психологии влияние свойств самого эстетического стимула – формы, цвета и других визуально воспринимаемых характеристик. Фехнер занялся изучением фактического материала для эстетики «снизу-вверх» — изучением отношений между физическими свойствами стимулов и перцептивной реакцией человека.

Что касается эстетической реакции человека на хужественный стимул, Фехнер считал, что эстетическое удовольствие зависит от гармонии, как сложных оптимальных соотношений между элементами конфигурации стимула. Причем основой гармонии является стремление всей системы к равновесию, достижению стабильного положения.

Интересно, что почти через сто лет после Фехнера – в 1972 году когнитивную теорию равновесия в эстетике выдвинули Ганс и Суламифь Крейтлеры. Их теория предусматривала гомеостаз мотивационных устремлений зрителя. Воздействие предмета искусства вызывает подъем психологического напряжения, а удовольствие – компонент спада, возвражающего систему к исходному равновесному положению.

Немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), основатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории в Лейпциге (1875), среди учеников которого были В.М. Бехтерев и И.П. Павлов, стал рассматривать внешние стимулы в единстве с особенностями их восприятия – то есть в единстве совокупности комплекса стимулов внешнего объекта восприятия и опыта восприятия субъекта. Он же, впервые, задолго до Шмидта, высказал мысль, что объект всегда выступает в сознании не в своем реальном виде, а как переработанный в новое представление субъективным опытом восприятия человека. В психологии искусства Вундт уделял большое значение фантазии, которая спосбна была добавлять воображаемые качества действительности или изменять представления о действительности путем «присоединения свободных элементов представления». Новое представление по его пониманию может быть сведено к множеству комбинаций элементов прежних впечателений или составных элементов ощущений или чувств, которые образуют вместе единое целое (Структурализм). Однако, он считал, как и позднее представители Гештальт-психологии, что единое целое представляет собой больше, чем просто сумму составных частей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Восприятие стимулов Вундт подразделял на два этапа: обработку с помощью большого объема задействованной оперативной памяти – пассивное поле сознания (Blickfeld) и активное селективное внимание – фокус сознания (Blickpunkt). В стадийности эстетического ответа Вундт считал, что эмоциональная реакция предшествует ответным реакциям организма на стимул. В то же время , американский психолог Вильям Джеймс и датский психолог Карл Ланг считали, что ответ организма первичен. В их теории вторичная «грубая» эмоциональная реакция (например, печаль) следовала за непосредственной первичной «тонкой» реакцией организма на восприятие стимула (двигательная реакция, возбуждение, удовольствие). Психическая сфера представлялась Вундту как непрерывная череда явлений на основе пассивных ассоциативных или активных апперцептивных связей, созающих в своем творческом взаимодействии новые качества, которые лежат в основе воображения и мышления.

Однако, поздний американский философ Маркс Вартофский (р. 1928), говоря о конкуренции перцептивных и когнитивных моделей эстетической реакции заметил, что любой процесс восприятия не может быть полностью свободен от внутреннего описания и осмысления, и поэтому быть представлен представлен в сознании в чистом первичном физическом виде. В связи с этой точкой зрения, в настоящее время исследователи рассматривают не исключительную роль перцептивной или когнитивной модели в формировании эстетической реакции, а доминирование одной или другой составляющей. В частности, примата перцептуальных процессов в формировании эстетической реакции придерживаются французский психолог-эстетист и художник венгерского происхождения Францис Молнар (р. 1922).

По Молнару, хотя аффективный ответ не исключает и когнитивного элемента, уже первая стадия психофизиологической реакции на эстетичесский стимул, называемая нейральной, вызывает начало эстетической реакции. Совокупность информации получаемой с сетчатки глаза об освещенности, формах, линиях, контурах, углах, цвете и т.п. обрабатывается в плане распознования конкретных черт воспринимаемых визуальных образов с участием подкорковых структур. Эстетическая реакция по Молнару начинается уже на уровне сенсорной реакции, когда когнитивная система еще не успела присвить определенные значения воспринимаемого изображения. В качестве подтверждения своей теории Молнар приводит экспериментальные данные о том, что у испытуемых фиксация взгляда на объекте происходит еще до осознания содержания изображения.

Читайте так же:  Причины возникновения серого налета на языке, фото

Канадский профессор психологии Джеральд Купчик, соглдашаясь с приматом перцептивной составлящей эстетической реакции, делает акцент на многослойности воспринимаемого изображения, где одно и тоже визуальное пространство может вомприниматься с разной степенью глубины раскрытия содержания. Эстетическая реакция при восприятии многослойного значения картины будет зависить от знаний зрителя об искусстве, его жизненного опыта и личностных особенностей. Он подчеркивает, что скрытые слои изображения могут адресоваться к бессознательному зрителя. Данное наблюдение является весьма ценным, и мы вернемся к нему в последующей главе, когда будем говорить о методе визуализации скрытых слоев живописи.

Когнитивные психологические теории являются следующим шагом развития описания феномена эстетической реакции, однако, следует помнить, что большинство когнитивных психологических теорий склонно описывать психологические процессы, протекающие у «профессиональных» зрителей, как минимум владеющих определенной теоретической базой знаний по теории искусства.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Механизмы отражения внешних предметов и явлений в сознании человека — ощущения — возникают как образы, характеризующие отдельные свойства предмета, при непосредственном воздействии на органы чувств.

[3]

Например, зрительные представления возникают благодаря рецепторному аппарату глаза, связанного нервными проводниками с корой головного мозга.

Рецепторы, проводящие нервы и участки головного мозга, представляющие собой единую морфологическую и функциональную структуры, названы анализатором.

Центральная часть анализатора состоит из ядра, периферическая — из аксонов и рецепторов (рис. 45).

Рис. 45. Общая схема строения зрительного анализатора

Благодаря деятельности центрального ядра осуществляется наиболее точное определение качеств раздражителя (например, оттенков цвета в зрительном анализаторе).

[2]

Синтез ощущений происходит в ЦНС благодаря способности мозга интегрировать возбуждения от левого и правого глаза в совокупности с результатами рецепции другими органами чувств.

Чувствительность — способность ощущать — врожденное качество, а потому является безусловно рефлекторной. Физиологические механизмы деятельности анализатора являются приобретенными — условно рефлекторными.

В результате зрительная рецепция у человека развивается прижизненно в соответствии с условиями и обстоятельствами взаимодействия с окружающей средой. Например, занятые на окраске тканей рабочие различают 30-40 оттенков черного цвета, обычный человек — всего 2-3.

Более того, условия трудовой деятельности приводят к формированию у человека системы чувствительности с выделением ведущего анализатора. У большинства людей, в том числе у стоматологов, таковым является зрение.

Под влиянием раздражителей формируются и закрепляются зрительные образы. Ряд особенностей образного ощущения отличает его от других чувственных категорий (восприятий, представлений).

Основные закономерности ощущений — это порог чувствительности, адаптация, синестезия, контраст. Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей.

Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен анализировать волны длиной 400-750 нм (рис. 46). Для достижения пороговой величины имеет значение длительность воздействия раздражителя.

Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтоб он вызвал ощущение. Так, краткий взгляд без рас-

Рис. 46. Основные цвета (по Ньютону): гармония цвета и звука
Рис. 47. Влияние шума на изменение зрительной чувствительности (по С.В.Кравкову)

сматривания объекта может вызвать ошибочное ощущение интенсивности, оттенка цвета или других его свойств.

В ряде случаев более важным является порог чувствительности к различению — наименьшая разница в ощущениях, связанная с изменением интенсивности или силы раздражителя.

Чтобы почувствовать изменение зрительных ощущений, необходима добавка 1/100 доли первоначального раздражителя, поэтому колориметрические методы исследования требуют специальных навыков в оценке интенсивности окраски

Адаптация, как приспособление чувствительности к постоянно действующему фактору, характерна для зрительного анализатора.

Например, длительное пребывание в темноте повышает чувствительность к свету в 200 000 раз. В свою очередь, острота восприятия цвета со временем снижается.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность.

Взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями (рис. 47). На отдельное ощущение (например, цвет) оказывает влияние реакция других-органов чувств на окружающие факторы (звук, температура, чистота воздуха и т.д.).

Так, неблагоприятная окружающая обстановка в деятельности стоматолога (шум, пыль) может повлиять на результат создаваемой эстетической конструкции.

Как частный случай взаимодействия ощущений можно рассматривать явление синестезии — возникновение ощущений, вызванных нехарактерными раздражителями. Например, звук колокола может создавать ощущение вспышки света.

Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под влиянием звуков могут возникать цветовые ощущения. Очень важным качеством, характеризующим и объясняющим наиболее частые ошибки ощущений тех или иных абсолютных характеристик объекта, является контраст ощущений.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст: одна и та же фигура на темном фоне кажется светлее (рис. 48). Дополнительные цвета усиливают друг друга.

Поэтому зеленый предмет на красном фоне, а желтый на синем кажутся более насыщенными (см. рис. 27, 41). Явление последовательного контраста связано с определенной инертностью зрительных процессов. После исчезновения раздражителя образ объекта еще сохраняется некоторое время.

Это последовательный образ. Медленно затухающие — длительные отрицательные образы (рис. 49).

Стоматолог – это клинический психолог

    3 июня 2009 3635

Настоящая публикация является частью книги «Индивидуальный психологический подход стоматолога к пациенту». В ней собран личный опыт автора в области человеческих взаимоотношений и почти двадцатипятилетний опыт работы в сфере стоматологической практики и медицинской клинической психологии. Направление его исследований – это раскрытие сущности психологических проблем пациента и применение специальных техник индивидуально го подхода при выборе способа лечения.Как говорил Сократ: «Невозможно лечить тело, не излечив душу!»

Стоматологи – это специалисты, которым для успешной работы недостаточно только профессиональных навыков и знаний. Как и все профессионалы, работающие в области «человек – человек», они нередко поставлены перед различными вызовами и весьма деликатными психологическими провокациями. Все контакты между стоматологами и пациентами помимо терапевтической, лечебной связи являются системой человеческих взаимоотношений. От того, как будут выстроены эти взаимоотношения, какой характер и ценность они приобретут, будет зависеть в конечном итоге не только комфортность лечения, но и полная его успешность.

С другой стороны, взаимоотношения между стоматологом и пациентом имеют прямое отношение к образу и престижу самого доктора. Исключительно важно, чтобы пациенты имели позитивное отношение к его личности и лечебной деятельности. Крайне необходимо сформировать мнение пациента о док торе как об уважаемом, талантливом специалисте и человеке. Если это так, то совершенно ясно, что стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту. В случае когда стоматолог проявляет должное уважение и принимает во внимание все личностные особенности, у пациента возникает сознательное и неосознанное предрасположение к сотрудничеству с таким доктором. В противном случае в лечении могут наступать осложнения и проблемы. Сперва может возникнуть напряжение в общении, которое потом перерастает в личностный конфликт, и в конечном итоге пациент вообще может отказаться от лечения у такого специалиста.

Читайте так же:  Имплантация зубов или зубной мост

Общепсихологический подход к индивидуальности человека

Типологический подход к индивидуальным особенностям пациента

Типология и типологический подход — одни из самых первичных инструментов для дифференциации психологических особенностей личности. Сущность такого подхода выражается в том, что совершается типологизация по качеству, которое или присутствует, или отсутствует. Человек бывает или религиозным, или атеистом, или верующим, или неверующим. В целом можно сказать так — люди бывают двух типов: верующий тип людей или неверующий. Каждая типология обладает неким моментом альтернативности.

Но надо четко понимать, что качество, которое лежит в основе типологизации, не является унитарным во всех случаях. Типологию можно применить, используя и более сложный комплекс качеств. К примеру, этническая типология людей не является единым качеством, так как она содержит в себе целый комплекс этих качеств. С другой стороны, интровертность и экстравертность являются довольно унитарными ориентирами, применяемыми в типологии личности.

Писатели, психиатры и психологи давно предлагают многочисленные типы, в которых люди классифицированы в зависимости от темперамента, от социального поведения, патологии, типа представлений, ценностей, интересов или различных характеристик биологического строения. Самая старая известная система личностной типологии – это система, которая была создана древними астрологами. Другая древняя типология, которая продолжает пользоваться вниманием на протяжении многих веков, основана на преобладании свойств одной из четырех жидкостей и разработана Гиппократом. Еще во II веке Клавдий Гален упоминает о четырех элементах, лежащих в основе темпераментов человека. Поэтому к основным типам можно отнести следующие темпераменты:

• сангвинический (происходящий из преобладания крови),

• флегматический (включающий пре обладание флегмы),

• холерический (при преобладании желтой желчи),

• меланхолический (при преобладании черной желчи).

Кстати, в XVIII веке Иммануил Кант предложил более усовершенствованное вербальное описание этих четырех типов. Сегодня такую жидкостную теорию саму по себе уже невозможно воспринимать всерьез. Хотя, возможно, именно работы Гиппократа и Галена вдохнови ли современных исследователей на по иски биохимических источников, связанных с вариациями человеческого поведения.

В начале XIX века во Франции по явился вариант типологии с тремя элементами. Леон Ростан характеризует эти типы как пищеварительный, мускульный и дыхательно-церебральный. Эта типология позже была принята и модифицирована несколькими немецкими теоретиками. Некоторые из них концентрировались преимущественно на конституциональных предрасположенностях к различным болезням. В на чале XX века работа психиатра Эрнста Кречмера возобновляет интерес к взаимоотношению между физиологией и темпераментом. Он воскрешает три французских типа, но называет их пикнический, атлетический и астенический и добавляет четвертый тип – диспластический, который относится к непоследовательной смеси из компонентов трех основных типов.

Работы Кречмера обеспечили основу для работ американца Уильяма Шелдо на (1940-1942), который вообще отходит от чистой типологии. Он предлагает использовать термин «соматотип», при котором три цифры (каждая основывается на семибалльной шкале) выражают место человека по трем компонентам физиологии.

Все перечисленные до сих пор типологии основываются на анализе или на космических событиях, или на свойствах физиологии человеческого тела, но существует и другой подход к типологии – а именно психологический.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

У психологической типологии тоже есть своя длинная история. Здесь можно упомянуть имена и труды таких выдающихся философов и психологов, как Платон, немцы Эдуард Шпрангер и Фридрих Ницше, Уильям Джеймст в XX веке. Самая известная психологическая типология базируется на таких качествах, как экстраверсия/интроверсия (Карл Юнг1921). Юнг рассматривает эти качества как два фундаментальных альтернативных отношения, лежащих в основе человеческого опыта. По его мнению, у каждого из нас есть конституциональное предрасположение к одному или другому. Эти два отношения действуют в комбинации с четырьмя основными психическими функциями: с двумя рациональными (оценочными) функциями – мышление и чувствование и двумя иррациональными(перцептивными) – ощущение и интуиция. Эта типология полезна для клинической стоматологической практики как первичный ориентир поведения пациента. Она используется при применении одного из самых известных тестов в психологии – теста Айзенка для оценки невротизации и экстра/интроверсии.

Для практического использования в стоматологии, по нашему опыту, очень удобна типология, созданная по аналитической биоэнергетической схеме Александра Лоуэна (1985) – врача и психоаналитика из США. Это один из первых последователей Вильхельма Райха, уче ника Зигмунда Фрейда. Также мы широ ко используем достижения профессора Валдо Бернаскони и его неорайхианской школы в Италии и Болгарии (1980). По этому в настоящей работе выбрана типологическая система, взятая из неорайхианской психологии и психиатрии. В данной школе при дифференциальном диагнозе типа человека используются две фундаментальные характеристики индивидуума: характер и личность. Характер воспринимается как генетическое образование, у которого стабильная организация и устойчивость. В этом смысле в дальнейшем построена и указана типология характеров.

Источники


  1. Николаев, А. И. Практическая терапевтическая стоматология / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 928 c.

  2. Ортопедическая стоматология. Протезирование полными съемными протезами. — М.: Вышэйшая школа, 2012. — 278 c.

  3. Бичун, А. Б. Неотложная помощь в стоматологии. Библиотека врача-специалиста / А.Б. Бичун, А.В. Васильев, В.В. Михайлов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 320 c.
Взаимосвязь между эстетической стоматологией и психологией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here